Приветствуем, геймер! Ты можешь или
16+
151631

Collector's Guru AQuaRity 69

325

Хроники WarCraft III в России, или откуда берут начало сегодняшние проблемы с Blizzard

Каких-то семь дней остается до начала продаж StarCraft II. И редкий российский геймер сейчас не ругает Blizzard: “Выдаете сингл напрокат, в резервацию загоняете… Вот то ли дело WarCraft 3!”. И все усиленно делают вид, что помнят подробности релиза восьмилетней давности. А как оно на самом деле было тогда, стоит ли идеализировать ту локализацию и откуда на самом деле растут наши сегодняшние проблемы с Blizzard? Давайте вспоминать.

Хроники WarCraft III в России, или откуда берут начало сегодняшние проблемы с Blizzard
Warcraft III: The Frozen Throne - Хроники WarCraft III в России, или откуда берут начало сегодняшние проблемы с BlizzardХроники WarCraft III в России, или откуда берут начало сегодняшние проблемы с Blizzard

Место действия – Россия, время – август 2001 года. Еще живы Седьмой Волк и Фаргус, делающие нестыдные по качеству русские версии, часто с переведенной озвучкой. Эти пиратские локализации – практически единственная возможность достать новые игры, поскольку интернет не слишком развит даже в столице, а лицензионки – удел фанатов, коллекционеров, прогеймеров, а также тех кто умеет ждать, поскольку официальные локализации опаздывали на многие месяцы. И вот, в этой тяжелой обстановке, на рынок локализаторов возвращается SoftClub. Возвращается – потому что первые русские версии от них были в 1998, но тогда кризис перечеркнул планы. В августе 2001 у них происходят сразу два знаменательных события – выход русской версии Z: Стальные Парни (всего через два месяца после мира) и анонс целой линейки крупных локализаций от Vivendi, включая Empire Earth и, что самое важное для нас, WarCraft III: Reign of Chaos.

Хроники WarCraft III в России, или откуда берут начало сегодняшние проблемы с Blizzard
Warcraft III: The Frozen Throne - Хроники WarCraft III в России, или откуда берут начало сегодняшние проблемы с BlizzardХроники WarCraft III в России, или откуда берут начало сегодняшние проблемы с Blizzard

Тут стоит отвлечься от нашего рынка и вспомнить, чем был для игроков WarCraft 3 тогда, в конце 2001 года. Ситуация, впрочем, немногим отличалась от сегодняшней – Blizzard были на пике популярности. Сеть Battle.net насчитывала более пяти миллионов аккаунтов, Diablo 2 попала в книгу Гиннеса как самая быстрораспродаваемая игра в истории, и все были уверены, что это не последнее появление компании в мировой книге рекордов. Особенно учитывая состоявшийся в сентябре анонс World of Warcraft. И мало кто сомневался в том, какая игра получит звание лучшей стратегии 2002 года. Оставалось только дождаться релиза, который, как обычно у Blizzard, переносился не один раз.

Хроники WarCraft III в России, или откуда берут начало сегодняшние проблемы с Blizzard
Warcraft III: The Frozen Throne - Хроники WarCraft III в России, или откуда берут начало сегодняшние проблемы с BlizzardХроники WarCraft III в России, или откуда берут начало сегодняшние проблемы с Blizzard

В России игры Blizzard тоже очень уважали. Diablo 2 продалась тиражом 100 тысяч копий. Для тех времен и для российского рынка эта цифра огромна. Благодарить за это стоит Battle.net – ключ был только в лицензионных коробках и не генерировался кейгенами. А сетевая игра в D2 – главное. Потому и в случае с WarCraft 3 бояться было нечего: продажи в России будут высокими. И вполне можно рискнуть и сделать локализацию беспрецедентного для нашей страны уровня:

К вопросу локализации SoftClub подошел очень серьезно. Команда переводчиков предприняла экспедицию в Ирландию, где находится локализаторский центр Vivendi. И все для того, чтобы выпустить свою версию одновременно с английской. Такого у нас в стране до сих пор ни разу не было — чтобы одновременно. Мероприятие по всем параметрам уникальное.

©softclub

Компания SoftClub выполнила свое обещание и выпустила в продажу локализованную версию Warcraft III день в день с европейским релизом игры. Как сказал мне Андрей Давлетчин, коммерческий директор SoftClub, люди из Blizzard считают русскую версию лучшей из европейских локализаций, а самим софтклабовцам больше всех нравится польский вариант.

©dtf

Работа над игрой проходила следующим образом: перевод и озвучивание делались здесь, сборка, тестирование и исправление ошибок – там. Кстати, русская версия – единственная, в которой названия на картах, показываемых в момент загрузки уровня, выводятся на русском языке, во всех остальных локализациях – только по-английски. И это предмет гордости наших и зависти остальных компаний, переводивших игру на свои языки.

©ag

Хроники WarCraft III в России, или откуда берут начало сегодняшние проблемы с Blizzard
Warcraft III: The Frozen Throne - Хроники WarCraft III в России, или откуда берут начало сегодняшние проблемы с BlizzardХроники WarCraft III в России, или откуда берут начало сегодняшние проблемы с Blizzard

Хроники WarCraft III в России, или откуда берут начало сегодняшние проблемы с Blizzard
Warcraft III: The Frozen Throne - Хроники WarCraft III в России, или откуда берут начало сегодняшние проблемы с BlizzardХроники WarCraft III в России, или откуда берут начало сегодняшние проблемы с Blizzard

Хроники WarCraft III в России, или откуда берут начало сегодняшние проблемы с Blizzard
Warcraft III: The Frozen Throne - Хроники WarCraft III в России, или откуда берут начало сегодняшние проблемы с BlizzardХроники WarCraft III в России, или откуда берут начало сегодняшние проблемы с Blizzard

Да, патчи выходили своевременно, локализация, как видите, оказалась эпохальным событием для России. Но нам с вами интересно другое: вместе с мировым релизом вышел только DVD-box. Дата выхода джевела была покрыта туманом, и ходили слухи о том, что в нем не будет ключа для Battle.net. Так что все те, кто кричат, что WarCraft 3 вышел одновременно с мировым релизом и ключом за сто рублей – вы неправы. В день мирового релиза, а также в последующие пару месяцев, Reign of Chaos можно было купить только за 699 рублей, в то время как джевел StarCraft II будет стоить на 200 рублей дешевле. Пятого июля 2002 года вышло только вот такое издание:

Хроники WarCraft III в России, или откуда берут начало сегодняшние проблемы с Blizzard
Warcraft III: The Frozen Throne - Хроники WarCraft III в России, или откуда берут начало сегодняшние проблемы с BlizzardХроники WarCraft III в России, или откуда берут начало сегодняшние проблемы с Blizzard

В Battle.net после релиза образовалось сильное и уважаемое русское сообщество. И вот это сообщество… было категорически против выхода джевела с сетевым ключом. Ведь на самом деле, ситуация была весьма удобная – лицензию за 699 покупают в основном прогеймеры и те, кто хотят оттачивать мастерство в Battle.net, а обычная масса игроков покупает пиратки, сидит на пиратских же серверах, в общем – никак не мешает заинтересованным игрокам. А что же будет с выходом джевела за сто рублей? Толпы русской школоты хлынут в Battle.net и славе русского сообщества придет конец.

Но джевел всё же вышел.

Хроники WarCraft III в России, или откуда берут начало сегодняшние проблемы с Blizzard
Warcraft III: The Frozen Throne - Хроники WarCraft III в России, или откуда берут начало сегодняшние проблемы с BlizzardХроники WarCraft III в России, или откуда берут начало сегодняшние проблемы с Blizzard

После этого был World of Warcraft. Его коробки поступили в российские магазины по европейской цене и на английском языке, но русских это уже не остановило – легенды о сервере Warsong еще долго будут рассказывать детям по всей Европе. В итоге русских игроков пришлось практически насильно согнать в резервацию, запретив ставить русский языковой пакет на Евросерверах и открыв трансфер только в одну сторону.

Хроники WarCraft III в России, или откуда берут начало сегодняшние проблемы с Blizzard
Warcraft III: The Frozen Throne - Хроники WarCraft III в России, или откуда берут начало сегодняшние проблемы с BlizzardХроники WarCraft III в России, или откуда берут начало сегодняшние проблемы с Blizzard

Как мне кажется, Blizzard сейчас в принципе не понимают, что делать с Россией. С одной стороны, это потенциально мощный и платежеспособный рынок, с другой – в большинстве своём это толпа агрошкольников, которых надо отсеивать на дальних подступах к европейским и другим мировым серверам. Но при этом собрав с них деньги по максимуму. В StarCraft II Blizzard делают радикально противоположную вещь, чем в WarCraft 3 – не просто изолируют русских игроков, а еще и, по сути, выдает игру напрокат, по схеме MMO. Ценз для евросерверов поставлен серьезный – в российской коробочной версии доступ только на русские сервера, русскую версию в европейскую не превратить никак, еврокоробку тоже официально не купить. К тому же, на русском языке нельзя играть в европейской версии. Так что, только доставать ключ примерно за 2000 рублей и выкачивать клиент целиком, либо заказывать из-за рубежа, и при этом довольствоваться только английской версией. Остальные заперты в русской резервации, но, говорят, что это ограничение могут когда-нибудь снять. Видимо, когда игрокам с евросерверов захочется острых ощущений.

Хроники WarCraft III в России, или откуда берут начало сегодняшние проблемы с Blizzard
Warcraft III: The Frozen Throne - Хроники WarCraft III в России, или откуда берут начало сегодняшние проблемы с BlizzardХроники WarCraft III в России, или откуда берут начало сегодняшние проблемы с Blizzard

В чем мораль этой истории? Нельзя за сто рублей пускать всех русских подряд в сообщества, подобные Battle.net. Это не принесет ничего хорошего, так как на западе основной возраст игрока постарше, и там соблюдаются возрастные рейтинги и культура интернет-общения.

Хроники WarCraft III в России, или откуда берут начало сегодняшние проблемы с Blizzard
Warcraft III: The Frozen Throne - Хроники WarCraft III в России, или откуда берут начало сегодняшние проблемы с BlizzardХроники WarCraft III в России, или откуда берут начало сегодняшние проблемы с Blizzard

Но что же, собственно, со StarCraft II? А тут сказать пока нечего. В сегодняшней политике Blizzard наверняка есть какой-то далеко идущий смысл, но понять его пока не представляется возможным. Возможно, они и сами не понимают его, учитывая, сколько раз они нарушали обещания за последние месяцы. А может, это просто эксперимент. В любом случае, говорить об этом стоит только через пару месяцев после релиза.

И в любом случае, это в какой-то степени последствия того, что восемь лет назад ключ для мирового Battle.net стоил для россиян жалкие сто рублей.

Хроники WarCraft III в России, или откуда берут начало сегодняшние проблемы с Blizzard
Warcraft III: The Frozen Throne - Хроники WarCraft III в России, или откуда берут начало сегодняшние проблемы с BlizzardХроники WarCraft III в России, или откуда берут начало сегодняшние проблемы с Blizzard

А сейчас, когда осталась неделя до релиза и больше четырех месяцев до окончания действия первых ключей из джевелов StarCraft II, давайте лучше думать о вещах более приятных. Не знаю, что приятнее конкретно для вас в грядущем шедевре, но для меня StarCraft II – это в том числе еще один этап роста качества и без того практически идеальных коллекционок Blizzard. Потому на этой неделе я обязательно расскажу о коллекционном издании WarCraft 3. Думать о плохом еще слишком рано, ведь грядет релиз, подобных которому не было много лет!

Думаю, читатели блога WarCraft 3 лучше других понимают это.

325
Еще в блоге
Интересное на Gamer.ru

120 комментариев к «Хроники WarCraft III в России, или откуда берут начало сегодняшние проблемы с Blizzard»

    Загружается
Чат